Polushkin

Статья: Танго Мачо

Структура танца танго: влияние мужских практик на развитие танго

Автор: Anton Gazenbeek*


1940-е и 1950-е были временем колоссального роста танго. Организовывалось рекордное количество милонг, люди тысячами отправлялись на танцы, процветали оркестры и отдельные исполнители музыки танго. Для танго это время было, пожалуй, лучшим. Время это теперь называется Золотым Веком Танго. Кстати, в этот период хорошее развитие получили и элементы структуры танца. И уж точно тем самым местом, в котором наблюдался самый значительный рост этой составляющей, были мужские практики. Старая-престарая традиция — мужская практика была местом настоящего мужского братства, атлетических соревнований и потрясающей креативности танца.

Следует отметить, что в 1940-е и 1950-е годы наш мир представлял из себя нечто совсем непохожее на то, чем он является сейчас. Само общество было другим и его взгляды на правильное и неправильное отличались от нынешних. Вследствие этого совсем неподобающим считалось для девушки или женщины отправиться на практику танго, чтобы потанцевать на ней с незнакомым мужчиной. Однако же, для мужчин считалось вполне нормальным делом встретиться чисто мужской компанией и попратиковаться, делясь идеями по поводу новых шагов, связок и движений. И мужчины собирались, делились идеями, информацией и помогали друг другу улучшить технику танго.

Зачастую такие вот междусобойчики проводились в общественных центрах или местных небольших клубах. Почти в каждом районе был свой клуб по интересам или спортивная секция, где ежедневно днём, примерно с 16:00 до 20:00, проводились практики танго. Чаще всего организатором практики был пожилой маститый маэстро-милонгеро с большим опытом, а сама практика была отрытой для всех мужчин района, желающих научиться танцевать танго, а в особенности, правильно вести будущую партнёршу во время танца. Так как девушек на этих практиках не было, то очень важно было разработать систему очень энергичного и чистого ведения в танце. Так как мужчины танцевали друг с другом, то один был ведущим, а другой — следовал. Протанцевав так какое-то время, они менялись ролями. Таким вот образом, ведомый мог почувствовать правильное ведение, а потом скопировать его, когда выступал сам в роли ведущего. Это был тот самый путь, которым «códigos de la marca», то есть, «секреты ведения» передавались от одного танцора к другому. Такая система также давала шанс хорошо понять роль ведомого. По этой причине, когда мужчина танцевал на милонге с девушкой — он точно знал, куда и как он должен её вести. Хорошее понимание обеих ролей было неоценимым преимуществом для мужчин. Так что, когда мужчины выбирались из своих клубов на милонги и танцевали с девушками — их ведение в танго было почти безупречно ясным.

Но на этих практиках мужчины оттачивали, танцуя друг с другом, не только базовые знания, но и придумывали и фантазировали, танцевали мощно, стремительно и атлетично. Не было ни женской, ни мужской роли. Не было ни ведущего, ни ведомого — существовали просто две взаимодействующие равнозначные силы. Каждый из мужчин в паре старался превзойти конкурента в украшениях, шагах и других элементах танго. Это действо было настоящим дружеским соревнованием между мужчинами, выясняющим в рамках танца, кто лучше. Именно во время проведения этих практик словарь танго получил неоценимое пополнение в виде таких слов, как «Patadas», «Ganchos», «Bicicletas», «Chilenas», «Vai Vens» и так далее. Многие из этих фигур пришли в танго из нашей обычной жизни (как, например, «Bicicleta» — копия движения ног человека, крутящего педали велосипеда) или даже футбола (отсюда пошли «Chilenas» и «Arrastradas»)

Отдельное внимание стоит уделить очень необычному и интересному набору шагов под названием «pasos en espejo». Эти «зеркальные шаги» имеют множество вариаций, но в основном следуют простому правилу: и ведущий и ведомый делают одинаковые шаги в одно и то же время. Этот тип фигуры был чрезвычайно важен в ранних формах танго, а особенно, в «Tango Orillero». Можно посмотреть фильмы 1930-х, 1940-х и 1960-х годов, где «pasos en espejo» показывают достаточно часто. Часто в этих шагах используются кресты, притопывание свободной ногой, и барриды (причём: как со стороны ведомого, так и со стороны ведущего). Эти шаги очень игривы по своей натуре, потому что были придуманы именно на практиках, когда молодые люди танцевали ради увеселения себя любимых.

На новый уровень мужские практики поднялись в 1950-х и 1960-х годах, когда стали проводится своеобразные мужские соревнования, главным в которых была фантазия танго. Только мужским парам разрешалось принимать участие в этих мероприятиях, которые, к слову, достаточно часто становились дикими и бесконтрольными. Многие-многие мужские пары оформились именно на этих соревнованиях: такие, как Antonio Todaro и Virulazo, Pepito Avellaneda и Gerardo Portalea, Raul Bravo и Antonio, El Flaco Tim и El Loco Marquez.

Разумеется, существовали соревнования для классических пар мужчина-женщина. Но эти конкурсы были попроще, поспокойнее, и в общем-то не отличались бурным развитием событий. Было всего два основных направления: Танго Салон и Танго Фантазия, в то время, как в соревнованиях, где принимали участие мужские пары, была Танго Фантазия и только. Основной идеей соревнований было показать уровень мастерства пары, креативность, проявить изобретательность и  показать высокую скорость танца. Каждая пара демонстрировала свои собственные наработки с уникальными шагами, связками и фигурами. Именно из этих соревнований позднее были взяты отдельные элементы, которые стали заучиваться танцорами-профессионалами для выступлений в шоу.

Мужские практики вышли из моды в конце 1960-х — начале 1970-х. Общество изменилось, женщины стали играть иную социальную роль в мире, взгляды, воззрения и мысли людей стали совсем другими. Теперь женщины могли делать, то, что им хотелось. Сохранились видеозаписи смешанных практик начала 1960-х годов, в которых, совершенно точно можно сказать, женщины принимали самое активное участие. Практики уже не проводятся в клубах или общественных центрах, они проходят в танцевальных школах, таких, как La Escuela de Tango Moderno от Antonio Todaro. В фильмах тех лет на экране можно видеть Todaro, Petroleo, La Cucaracha, Pedrito и Alejandra и многие другие известные пары, практикующиеся в исполнении сложных элементов и фигур, состоящих из «arrastres», «boleo» и «patadas». И что самое важное — теперь всё это происходит с участием женщин. Когда мужчины танцевали друг с другом, они заботились о развитиии танца, и поэтому каждый считал своим долгом принять активное участие в танце, как в роли ведущего, так и в роли ведомого. Когда мужчина приходил домой с практики, он учил танцевать свою подругу или сестру или любую другую женщину из семьи. Девушки приспосабливались к достаточно агрессивному стилю танца и к резким движениям. Это стало результатом появления очень сильных партнёрш в Буэнос-Айресе с 1960-го по 1990-й годы. Женщины танцевали очень агрессивно.

Одной из величайших милонгер 1960\1970\1980 была девушка по имени Alejandra. Alejandra была партнёршей Pedro (Pedrito) — другого высокопрофессионального танцора танго того времени. Alejandra была известна своей идеальной осанкой, великолепной фигурой и положением ног во время танца, а также мастерским владением техникой ведения. Она первой открыла женские практики в Salon Canning в начале 1980-х и настояла на том, чтобы преподавать там в одиночестве (без участия Pedro). Она преподавала и женскую партию и мужскую, набрав много учеников, одним из которых была Graziela Gonzales, которая до сих пор отлично помнит Alejandra. Alejandra была как раз примером женщины, не напрямую получившей знания о танго из тех самых мужских практик через своего партнёра Pedro, который был центральной фигурой танго мужских практик в те дни. Pedro заучивал фигуры, приходил домой и обучал Alejandra, а потом они вместе, в паре, экспериментировали со сменой ролей так, что Pedro следовал, а Alejandra вела. В то время многие так делали — молодые люди приходили к своим подругам или женам домой после мужских практик, обучали их увиденному, и в субботу или воскресенье по вечерам выезжали на милонги, где танцевали то, чему научились за неделю. Идеальная система распространения знаний о танго.

Это было время множества политических и социальных изменений, которые происходили в Аргентине, а танго на фоне появившихся проблем начало стремительно терять народную популярность, особенно, среди молодёжи — скажем за это «спасибо» и американской музыке, которая стала в большом разнообразии появляться в стране. С 1960-х по начало 1980-х танго ушло в настоящее подполье. Оно не исчезло по необъяснимым причинам, нет, просто ушло в тень. Милонги и практики продолжались, даже открывались танцевальные школы, но всё это происходило вдали от взоров широкой общественности. Есть многочисленные свидетельства танцоров, которые посещали милонги и другие танго мероприятия в 1960-х и были задержаны представителями полиции для проверки документов. Полицейские спрашивали танцоров о том, куда они направляются, что намереваются делать, и с кем еще они планируют встретиться. Часто тангерос могли задержать и провести ночь в тюрьме. Такое отношение было достаточно распространённым, но не воспринималось людьми слишком серьёзно. Полицией это делалось лишь для того, чтобы отвадить людей бродить свободно по ночам в сомнительных целях.

После почти 20-ти летнего забвения, танго, как популярная форма искусства, возродилось в 1980-х с открытием множества милонг, практик и танцевальных салонов. Практики продолжились в таких популярных местах, как, к примеру, Sin Rumbo (старейший клуб танго в мире, возрастом свыше 80-ти лет) — в то время, правда, милонги были смешаны с практиками. Lampazo и Nicolas «Tanguito» Olivetto были организаторами практик многие годы, так что многие известнейшие танцоры делали свои первые шаги в танго на их практиках и на легендарной практике в Salon Helenico от Miguel и Nelly Balmaceda.

Лишь благодаря великодушию этих незабываемых маэстрос-милонгеро танго получило шанс выжить. Мы очень признательны им за это.

_________________________________

*Anton Gazenbeek: танцор танго и историк, в настоящее время организовывает мужскую практику, каждый четверг в 18:30 в ресторане Iguana, 240 West 54th Street (между Broadway и 8th Avenue). Подробная информация доступна на http://www.statnyc.com или телефону (917)373-7446

Иллюстрации: Los Hermanos Macana (http://www.losmacanatango.com/)

Оригинальный текст на английском языке:
http://www.reportango.com 

Перевод на русский язык:
Полушкин С Сергей (танго в Жуковском)
  1. очень интересно) вот бы сейчас вы мужчины такое устраивали.. ))

Оставьте комментарий